Необходимость трехпогружательнаго крещения.

Необходимость трехпогружательнаго крещения.

Евангелие от Матфея, зачало 6.

Тогда приходит Исус от Галилеи на Иордан к Иоанну креститися от него. Иоанн же возбраняше ему, глаголя: аз требую тобою креститися, и ты ли грядеши ко мне; Отвещав же Исус, рече к нему: остави ныне, тако бо подобно есть нам исполнити всяку правду. Тогда остави его. И крестився Исус, взыде абие от воды, и се отверзошася ему небеса, и виде Дух Божий сходящь, яко голубь, и грядущь нань. И се глас с небесе глаголя: сей есть Сын мой возлюбленный, о немже благоволих.

Блаж. Иероним, часть 17, стр. 280, изд. 1905 г.

Он получает крещение от раба: но при этом раздается свыше голос Божий. Погружается в воды: но сходит с неба голубь, именно, Дух в виде голубя.

Евангелие от Марка, зачало 2.

И бысть во онех днех, прииде Исус от Назарета Галилейскаго, и крестися от Иоанна во Иордане. И абие восходя от воды, виде разводящася небеса, и Дух, яко голубь сходящь нань. И глас бысть с небесе: ты еси Сын мой возлюбленный, о нем же благоволих.

Св. Киприан Карфагенский, час. 2, стр. 200, изд. 1891 г.

Евангельския заповеди — это ни что иное, возлюбленнейшие братья, как божественныя наставления, основания к назиданию надежды, подпоры к утверждению веры, пища для укрепления сердца, кормило для направления пути, пособие к получению спасения.

Св. Амвросий Медиоланский, Поучительныя слова, слово 10, на крещение Господне, стр. 80, 81, изд. 1838 г. в Москве.

Для того Христос крещается, не да омоется от воды, но да сам освятит воду, и погружением своим в струях оныя очистит…

Св. Ефрем Сирин, часть 8, стр. 64.

Голиаф убит был мечом, которым сам убивал, а сатана плотью, которую погубил, был побежден и изобличен в том, что он не бог. По подбию трех погружений, посредством коих крестился Спаситель, он был трижды и искушаем.

Евангелие Недельное, слово 68, лист 475, на крещение Господне.

Пятое крещение, им же крестися Исус. Не яко той требуя очищения,но яко наше извещая очищение… Крещаемся и мы совершенным Господним крещнеием, еже водою и духом.

Евангелие Благовестное, от Матфея, зачало 116, лист 235 и обор.

Единии же надесять ученицы идоша в Галилею, в гору, аможе повеле им Исус, и видевше его, поклонишася ему, овии же усумнешася. И приступль Исус, рече им глаголя: даст ми ся всяка власть, на небеси и на земли, шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти, вся елика заповедах вам. Толкование. Яве бо, яко ко всем языком посла их, заповедав крещати их во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Св. И. Златоуст, том 7, беседа о вере. Ст. 290.

Христос преподал своим ученикам крещение с троекратным погружением тела, сказав: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Ветринский, Памятники древности. Письма св. папы Пелагия, том 2, ст. 511, изд. 1830 г.

Многие крестятся во имя одного Христа и однажды погружаются. Но Евангельская заповедь, преподанная самим Богом и Господом Спасителем нашим Исусом Христом, убеждает нас, во имя Троицы преподавать всякому святое крещение с троекратным погружением, по словам Господа к его ученикам: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Катехизис Большой, глава 73, лист 364.

Вопрос. Кий есть вид, или видотворение сея тайны;

Ответ. Оная словеса, имиже Господь повеле крестити, сиречь, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, вкупе со трема погружениями. Сими бо глаголы Божественными, и силою их крещение кончается и свершенно бывает.

Трех толковая Кормчая, правило святых апостол 49.

Аще который епископ, или пресвитер, по Господню завещанию, не крестит во имя Отца и Сына и Святаго Духа, но в три безначальны, или в три сыны, или в три утешители крещает, да будет извержен. Толкование Зонара. Господь, посылая учеников на проповедь, сказал: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф., гл. 28, ст. 19). И так каждаго православнаго должно керстить согласно с сею заповедию… Ибо церковь научилась чтить единаго безначальнаго Отца по безвиновности, и единаго Сына по неизреченному рождению, Утешителя Духа Святаго по исхождению.

Там же, правило 50.

Во святом крещении крестящихся погружати, а не обливати. Аще который епископ, или пресвитер не крещает в три погружения единем глашением, но во едино погружение, в смерть Господню даемо, да извержается таковый. Не рече бо Господь: в смерть мою крестите, но: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Толкование. Повелевает правило в три погружения крещати, единем глашением, рекше единем крещением. Якоже крещающему на коемждо погружении приглашати имя единаго от Святыя Троицы.

Послание Иосифа патриарха к датскому королевичу, древлеписьменное, гл. 83. Рукопись находится в Москве, в библиотеке Ф.П. Москвина.

Егда Петр апостол крещаше в Риме народы, помазав святым маслом на всех удех крестообразно. И повеле внити в реку и погрузится трижды во имя Отца и во имя Сына и во имя Святаго Духа. Сему же бывшу, возгреме гром с небесе страшно, яко поколебатися всему граду.

Св. Афанасий Александрийский, древлеписьменные ответы, ответ 94.

Что мы трижды младенца погружаем в купель, и трижды из оной вынимаем, сим знаменуется смерть Христова и его тридневное воскресение.

Евангелие Недельное, на Крещение Господне, слово 68, лист 476.

Потом же на купель ведоми бывают хотящии крещатися, якоже и Христос от креста на гроб ведом бяше, а еже трижды в воду погруженным бывати и возгруженным, тридневное Христово погребение являет. Якоже бо Христос три дня и три нощи в земном сердце сотвори, тако и крещаемий треми погруженьми и возгруженьми, яже во гробе три дня и три нощи Господни образует.

Св. Василий Великий, часть 3, глава 15, стр. 231.

Посему великое таинство крещения совершается тремя погружениями, и равночисленными им призываниями, чтобы и образ смерти отпечатлелся в нас, и просветились души крещаемых чрез предание им боговедения.

Блаж. Иероним, часть 17, книга 2, глава 4, стр. 299.

И крещение едино, потому что одинаково мы крещаемся в Отца и в Сына и в Духа Святаго. Мы и погружаемся трижды, чтобы явилось одно таинство Святой Троицы.

Евангельския Беседы, на Иоанна, часть 1, беседа 25, стр. 293.

Когда мы погружаем свои головы в воде, как бы в гробе: вместе с тем погребается ветхий человек и, погрузившись долу, весь совершенно скрывается. Потом, когда мы восклоняемся из воды, выходит человек новый. Ибо как легко для нас погрузиться и подняться: так для Бога легко погребсти ветхаго человека и явить новаго. Но это совершается трижды, дабы ты знал, что все это совершается силой Отца и Сына и Святаго Духа.

Св. Кирилл Иерусалимский, тайноводственное слово о крещении 2-ое, параграф 4, стр. 287, изд. 1893 г.

После сего приведены бы были к святой купели божественнаго крещения, как Христос со креста несен был к предлежащему гробу. И каждый был вопрошаем: веруете ли во имя Отца и Сына и Святаго Духа; Произносили вы спасительное исповедание, и трижды погружались в воду, и снова изникали из воды, сим прознаменуя и давая разуметь тридневное Христово погребение. Ибо как Спаситель наш три дня и три нощи совершил во чреве земли.

Почему вообще в православии крестят именно погружением в воду, издан. 1892 г.

Стр. 10, из блаженнаго Августина. После того, как обещались веровать, вы трижды погружали головы ваши в священном источнике. Вы правильно трижды погружены: ибо погружение, трижды повторенное, выражает образ Господня погребения, через него вы спогреблись Христу в крещении и с ним совоскресли в вере. Стр. 9, из св. Ипполита, папы Римскаго. Кто с верою входит в купель, следовательно погружается в ней, тот разлучается с лукавым и вступает в союз со Христом… Он выходит от купели крещения светел, как солнце, сияя лучами правды.

Блаж. Феофилакт, на послание к колоссаем, глава 2, стих 12, стр. 38, изд. Казань, 1887 г.

Спогребшеся ему крещением. Толкование. Итак, крещенный спогребается Христу, троекратным погружением изображая трехдневное погребение Господа и умирая, как ветхий и греховный человек.

Преп. Максим Грек, часть 1, слово 11, стр 215.

И еже тем же крещением во триех погружениях совершатися и яко во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и яко в воде, а не во иной вещи.

Св. Иоанн Дамаскин, кн. 4, гл. 9, лис. 109, о вере и крещении.

Исповедуем же едино крещение во оставление грехов и в жизнь вечную… Ибо чрез трищное погружение три дни погребения Господня крещение знаменует.

Св. Никифор Константинопольский, часть 1, стр. 214.

Может быть, эти слова пророка указывают на благодать божественнаго омовения, которым просвещаемые очищаются от скверн греха, ибо чрез троекратное погружение, при коем призывается Пребожественная Троица, исповедуется троичность ипостасей и единство Преестественнаго Божества, погружаются и спогребаются омытые чистой и святой водой.

Книга О вере, глава 30, лист 287.

Священноначальник же крещаемаго трижды погружает в воде, треми снизвожденьми и погруженьми, Троичная Божественнаго блаженства призвав составы, во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Яко в три погружения крестити подобает, а не обливаит.

Св. Феодор Студит, том 2, стр. 103, изд. 1908 г.

Что означает и тройное возлияние воды на жертвенник и жертву Илии; думаю, что означает возглашение Троичности лиц Блаженнаго Бога над крещаемым, или же тройное погружение крещаемаго в воду.

Иеремия Константинопольский. Ответ лютеранам, глава 2, стр. 15, изд. 1866 г.

Впрочем, что касается до возрождения через божественное крещение, о котором во исповедании символа сказано: исповедую едино крещение во оставление грехов, то мы крестим через троекратное погружение, а латиняне не хорошо делают, крестя через одно поливание. Ибо в едином Божестве надобно проповедывать три ипостаси, а посему должны быть три и погружения и выгружения, с произнесением имени Отца, и Сына, и Святаго Духа, так как это есть древнее обыкновение, преданное церкви. А вместе тремя погружениями и выгружениями знаменуется тридневное погребение и воскресение плотию за нас распятаго и воскресшаго.

Там же, стр. 223, о таинствах.

Крещение дает бытие и действительное существование по Христе. Мы в нем умираем в смерть Исуса Христа, дабы и воскреснуть его воскресением, и соделаться наследниками царствия, трижды венчаясь при возглашении Троицы, через троекратное погружение, а не через троекратное поливание. Ибо древние крестили, не своими руками возливая воду на крещаемых, но через троекратное погружение, следуя божественному Евангелию, в котором сказано: взыде от воды (Матф., 3, 16). Очевидно, что прежде вошел в воду, а потом вышел из нея. Итак, вот погружение, а не поливание.

Послание святейшаго Иосифа, патриарха Московскаго, к королевичу Вальдемару, глава 81.

Обычай бо имеет восточная церковь и кроме реки крещати погружая, а не обливати. Сотворяют бо купели большие сосуды, яко да возможно погрузитися всему человеку и тако крестят в монастырех в трапезах и в притворех церковных. Не имеют бо такова устава православнии, ниже церковь Божия прият, что обливати, а не погружати.

Стоглав, глава 17, изд. Кожанчикова, 1863 г.

Ответ соборный 11, о детином крещении.

А дети бы крестили в церквах по уставу и по преданию святых апостол и святых отец, а не обливати водою, но погружати в три погружения, якоже есть писано в печатных служебниках.

Св. Ефрем Сирин, на послание к евреем, часть 7, глава 2, стих. 17, стр. 263.

Первосвященником же назвал его не ради того, что сообщается нам посредством жертвоприношений, но по причине того, что в нем дается нам духовно, то есть тем, чтобы он был очистителем нас чрез крещение погружение, а не окропление.

Митрополит Макарий, История русской церкви, том 11, стр. 46–47, изд. 1882 г.

Так, в служебниках 1602 и 1616 годов, в чине крещения было напечатано, что «если младенец болен, то в купели должна быть вода теплая, и (священник) погрузит его в воде по выю, и возливает ему на главу воду от купели десною рукою трижды, глаголя: крещается раб Божий… Такого правила Филарет, по своему строгому взгляду на обливательное крещение, разумеется, не мог допустить и не допустил ни в одном из напечатанных при нем служебниках. Еще гораздо строже поступил он с церковным уставом, напечатанным в 1610 году.. В июле 1633 года он издал окружную грамоту, которою приказывал отобрать экземпляры этого устава из всех церквей и монастырей России и прислать в Москву для сожжения, по той причине, как объяснялось в грамоте, что те уставы печатал вор, бражник, Троицкаго-Сергиева монастыря крылошанин, чернец Логин, без благословения святейшаго Ермогена, патриарха московскаго и всея России, и всего священнаго собора.

Послание святейшаго Иосифа патриарха к королевичу Вальдемару, гл. 83.

Едино крещение во Отца и Сына и Святаго Духа. Единаго Бога в триех лицах с тремя погружении, а не обливании, по апостолу: елицы во Христа крестистеся, в смерть его крестистеся, во имя триех ипостасей, рекше: во имя Отца погружение, и паки во имя Сына погружение и потом во имя Святаго Духа погружение. У всех триех ипостасей погружение прилагающе аминь. И то истинное есть едино крещение во оставление грехов. По тридневной смерти Спасове и по тридневном восстании его от мертвых, погружаемся и паки восстаем. То есть тайна нашего крещения, а не облвиаемся, якоже римляне и иные отпадшие веры от праваго крещения обливают… А се есть еретическое крещение, еже обливати во крещении, и евномиянския ереси, якоже пишет Епифаний Кипрский.

Св. Симеон Солунский, книга 1, глава 20, лист 33, о новинах латинских.

Паки же и крещение (латиняне) ниже бо в триех погружениях, но обливанием действуют и без мира.

Захарий Копыстенский, Полинодия, книга 4, стр. 1313.

Лютеране же на главу точию мало воды персты своими взливают.

Митрополит Макарий, История Русской церкви, том 11, стр. 109, изд. 1883 г. Спор православных с лютеранами в 1645 г.

Пастор (лютеранскаго исповедания) датскаго королевича отстаивал, что обливательное крещение, совершаемое у лютеран, есть истинное и действительное… Пастор говорил и писал: истинно есть крещение или в три поливания, или в три покропления, потому что сила крещения не в воде настоит, но в действе Святаго Духа, который в крещении обильно на нас изливается… Слово «ваптисо» крещаю, от котораго происходит «ваптисмос» крещение, означает не только погружать, но чаще обмывать, обливать, окроплять…

Протоколы общества любит. дух просвещения 1873–74 гг., стр. 442.

Обливание головы водою возникло на западе.

Окружное послание единой святой соборной и апостольской церкви, стр. 7, изд. 1850 г.

Едва только успело явиться в западных церквах, как или само породило гнуснейшия исчадия, или ввело с собою мало по малу другия новизны, большею частию противоречащия ясно изображенным в евангелии заповедям Спасителя нашего, тщательно соблюдавшимся до его появления, и в тех церквах, где оно введено, как то: кропления вместо погружения.

Кириллова, глава 27, лист 253, О римских ересех.

Римская же ересь и иных еретик. Мудрствуют не право и богомерзко о непорочной бани бытия, о святом крещении. Крещают, водой обливают, а трижды не погружают.

Потребник Большой, глава 70, лист 556. Соборное изложение. Единовер. изд., глава 71. Чин крещения от ересей приходящих, лист 9, 2-го счета.

Проклинаю творящих развратно святое крещение, аще и во имя Отца и Сына и Святаго Духа глаголют. Но обаче крещают водою во едино крещение, а трижды не погружают. Иные же токмо обливают водою. Лист 16. Проклинаю скверное крещение их обливаемое, а не погружаемое по Господню образу, иже во Иордани. И святыми апостолы нам преданное в три погружения: во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Лист 72. Иже не крестит в три погружения, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, да будет проклят… Вси же еретицы да будут прокляты.

Кириллова, лист 363, слово преп. Максима Грека.

Или како похвалятся к тому, яко с Христом собирают, учительство его не соблюдающе; Како не вменяется тати и разбойницы, не евангельскою дверию во двор овчий входяще; Или како истиною свободятся от мук безконечных, иже истинне евангельской не повинуются.

145335_4

Добавить комментарий