«Парчовая на маковке кичка» А. С. Пушкин

О кичке венчальной замолвите слово…

Сидим с сыном в комнате. Я читаю ему сказку  А. С. Пушкина « о рыбаке и рыбке». Дочитываю до места, где старушка стала столбовой дворянкой. С боку на странице показана иллюстрация, где она «слуг таскает за чупрун». И тут сынок обращает моё внимание на её головной убор и спрашивает, как называется эта красивая шапочка у неё под платком, отвечаю ему, что это не просто «шапочка», это кичка.GoldFish_15[1]

Кичка, повойник, сорока…Так называют этот предмет в разных местностях, где живут наши христиане. И вспомнились мне те дни, когда мы с будущим мужем готовились к венчанию. Мама два дня шила мне кипельно- белое венчальное платье, моему жениху венчальную поддевку с бисерной нашивкой на отвороте. Но вот  вечерком мы сидим с будущей свекровью на кухне, пытаемся вспомнить и перечислить все необходимое для венчания, чтобы ничего не забыть, как вдруг она спрашивает меня: « А кичку вы уже пошили?»… Хороший вопрос. Вот только знать бы ещё — что это  такое и для чего оно нужно?

Конечно, у девушек воцерковленных с детства  таких вопросов, наверное, не возникает.  Но сегодня реальность такова, что,  во-первых, зачастую, молодых особ приводят в церковь их будущие половинки, а не родители. Это как раз мой случай. Соответственно не было той преемственности знаний о венчании, которые в христианских семьях передаются от мамы к дочери. Во-вторых, к сожалению, женщину в кичке увидишь в храме не часто, поэтому и внимание  на этом не заострялось.  Кто- то носит, а кто-то нет.  Поэтому для меня  кичка стала  ещё одним интересным открытием на пороге замужества.5084865_89744[1]

Распознать женщину…

Головной убор женщины во все времена имел свой особый смысл. По нему можно было распознать кто перед тобой, девушка или замужняя женщина, к  какому социальному слою она принадлежит и даже то, из какой она местности. Разнообразие форм кичек, материалов, названий и назначений удивляет своим числом.

Известно, что незамужние девицы носили открытый головной убор. Это могла быть повязка вокруг головы  расшитая бусинами или цветными нитями. Повязка дополнялась накосником — специальной лентой, крепившейся у основания косы и вплетавшийся далее в косу. Сама девичья коса была отличительным признаком девичества, «незамужней» формой прически.девица в повязке с накосником

В торжественный день венчания, после свершения священнодействия девушка становится женой. Подруги расплетают ей девичью косу, расчесывают волосы, делят пополам и плетут две косы. Заплетенные косы укладывают  по кругу на голове. Это действие символизирует обретение девушкой своей второй половинки  и соединение с ней в законном браке. Поверх уложенных кругом кос одевают кичку и платок.  И в таком головном уборе повенчанная женщина ходит всегда, чтобы тщательно скрыть волосы от посторонних взглядов. Теперь и отныне видеть её  волосы имеет право только любимый супруг.

Как правило, венчальные кички украшали и потом хранили для дочерей, внучек. Носили повседневные варианты кичек. В зависимости от местности, в которой проживала женщина, или от её положения украшались кички различными материалами, которые могли быть  доступны: парчой, каменьями, речным жемчугом, перьями, шерстяными нитями плетеными в узор. По форме кички могли быть высокими, низкими, в форме лопаты, в форме копытца. Конструкция кички тоже имела свои особенности. Раньше для более жесткого каркаса кички, сначала делали каркас из бересты или любого другого грубого волокна. Это обеспечивало долговечность такой вещи и позволяло передавать её из поколения в поколение.

ðó÷íàÿ ðàáîòà, handmade, ßðìàðêà Ìàñòåðîâ,õëîïîê,êðóæåâî,áèñåð,áóñèíû äëÿ óêðàøåíèé,áåæåâûé,êè÷êà ïîâîéíèê,âåí÷àëüíûé ãîëîâíîé óáîð,ðó÷íàÿ ðàáîòà,ðóññêèé ñòèëü,ðóññêàÿ òðàäèöèÿ,ðóññêèé íàðîäíûé êîñòþì,íàðîäíûé ñòèëü,íàðÿäíîå óêðàøåíèå,ïðàâîñëàâíûé

Взгляд современника

Подковавшись в предварительной теории, мне захотелось перейти к практике. Уже по собственному  опыту, могу сказать, что пошить кичку оказалось делом не хитрым и вполне посильным. На рис.1  показана раскладка выкройки повойника. И как можно заметить, выкройка эта довольно проста. Ткани для повойника лучше выбирать из натурального негладкого волокна, таких как хлопок, лен, ситец. Единственным дополнением к представленной схеме может послужить рекомендация пришить по обе стороны от очелья две небольшие ленточки. Это необходимо для того, чтобы можно было затянуть кичку и она увереннее легла по форме головы. А дальше, то, как можно украсить очелье — самую видимую часть сороки, целиком и полностью отдаётся в распоряжение вкуса каждого. Сколько разновидностей бисера, того же речного жемчуга, люрекса, атласных лент, бусин и других видов рукодельных украшений можно использовать для этого дела. Сама видела, как в некоторых приходах, встречаются мастерицы, которые вяжут кички крючком из тонких белых нитей. Получается необыкновенно  аутентично и женственно. Хотя лично для меня это фигура высшего пилотажа. Не расстраивайтесь даже, если вам не под силу пошить кичку своими руками. В любом ателье её сошьют в короткий срок и за умеренную цену по представленной выше раскладке с вашими индивидуальными размерами.   рис.14[1]

Ещё одно небольшое заключение мне удалось сделать, поносив некоторое время повойник непосредственно в церкви. Как оказалось, кичка весьма полезный предмет в  утилитарном плане. Не знаю как у других, но у меня были определенные неудобства, связанные с ношением платка просто поверх волос. Плат всё время так и норовил сползти, булавка под подбородком постоянно сворачивалась набок. Один земной поклон и всё куда-то съехало. А с кичкой совсем другое дело. Ткань о ткань  так не скользят друг по другу. Один раз застегнула и больше не отвлекаешься. Это бытовой момент и важность его от этого меньше не становится. Потому что теперь в  храме ты занимаешься тем, для чего пришла. Мысли заняты лишь молитвою.5xvt0cjf5uez[1]

Но что ещё важно, что этот атрибут венчает новую главу в жизни каждой верующей девушки, собирающейся вступить в законный брак. И с благословения Божьего создать семью,  полную супружеской любви и верности, детского смеха, радости и христианской добродетели. Женщина в кичке глаз мужа радует, она как бы говорит: «Смотри, я супруга твоя!» Познавая такие детали нашей древлеправославной культуры дивишься, как много мудрости и богатств она в себе несет. Каждый её элемент – это наполненная своим собственным смыслом частичка. У  каждой своё особое предназначение. Вместе они соединяются в жемчужную нить, опоясывающую наследие духовной жизни наших христиан. Божье благословение на тех женщинах, которые берут эту нить в свои заботливые руки и проносят её через всю земную жизнь, оберегая своей теплотой и христианским послушанием семейный очаг.Q_1bs5MSD7x40DVtA[1]

GoldFish_15[1]
ehkskursija-v-muzej-narodnogo-kostj_3[1]
девица в повязке с накосником
70503_big_1338299705[1]
4[1]
5xvt0cjf5uez[1]
Q_1bs5MSD7x40DVtA[1]
5084865_89744[1]
êè÷êà ïîâîéíèê

You May Also Like

Добавить комментарий