ВЕРУЮ…И во единаго Господа Исуса Христа, Сына Божия…

То что Господь наш Исус Христос пришёл на землю «нас ради человек и нашего ради спасения» у христианских конфессий не вызывает сомнения, но вот следующая часть Догмата, утверждающего, что необходимо веровать «во единаго Господа Исуса Христа»… «воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася» — вызывает большие споры. Суть споров заключается в способе соединения двух природ — Божественной и человеческой в Одном Лице Господа нашего Исуса Христа.

Споры эти начались давно, со времён апостольских, продолжаются они и до ныне.

Умы людей «мучают» следующие вопросы: Кто же такой Христос – Бог? Человек? Бог, а как он страдал, если Божество не подвержено страданиям – Бог не может страдать – иначе он не Бог! Как Бог стал видимым, если он невидим, если Он Дух? Как Бог – Творец мог родиться от своего творения — женщины? Если же Он все-таки родился, то, что за Тело было у Него – как оно составилось, может это был некий новый акт творения, а может никакого тела вовсе и не было, а был призрак? А может Христос был всего на всего обычным человеком, удостоившемся Божественного избрания? Или неким Высшим Творением, а может это было некое проявление Бога или Его истечение в мир. Эманация Божества в мир, за пределы Своего Бытия?

Чего во Христе было больше Божества или человечества? Как Божество и человечество были соединены, не поглотило ли одно другое, не подчинилось ли человечество Божеству, не растворилось ли одно в другом? Не появилась ли некая новая, неведомая Природа человекобога? Как могли проявлять себя эти две природы – Божественная и Человеческая во Христе – чья воля и желание были сильнее?

В этой части Символа Веры Отцами Первого Вселенского Собора, заложена Тайна Домостроительства человеческого спасения: «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес».

Прислушаемся к совету «весьма многих украшенных святостью и даром учения мужам» и поступим, так как они нам заповедали и, прежде всего, обратимся к Священному Писанию с вопросом, а что говорит нам Священное Писание о Господе нашем Исусе Христе «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес».

А так как Символ Веры утверждает, что Сын Божий родился «от Духа Свята и Марии Девы» мы и обратимся, прежде всего, к повествованию в евангелиях об этих событиях Священной Истории.

Прежде всего, это необходимо для того, что бы знать как об этом записали непосредственные участники тех событий – Рожества Христова, Его Крещения, явления Себя миру и так далее… до Вознесения.

Святой Апостол и Евангелист Матфей так раскрывает эту великую тайну: «Рождество Исуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго.»

После этого Евангелист даёт следующее указание Иосифу: «родит же Сына, и наречешь Ему имя Исус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их».

Евангелист Лука так повествует об этой Великой Тайне: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, чтó бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Исус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?».

И из самых слов видно, что Мария дала обет хранить свое девство.

Так понимала слова Богородицы («как будет это, когда Я мужа не знаю?») Церковь во все времена.

Евангелист Лука начинает повествование с Благовещения – события Священной Истории, когда Архангел Гавриил явился Отроковице Марии, обручённой Иосифу.

Здесь нужно сделать небольшое отступление для того, чтобы пояснить обстоятельства обручения Марии Иосифу, а также для чего это было нужно в глобальном понимании Священной Истории и Тайны Домостроительства Божия.

Кто такой Иосиф и почему Отроковица Мария в 14 лет была обручена ему?

Церковь называет Иосифа Обручником и совершает память его в Первую Неделю после Рождества Христова. Как нам открыто Евангелистами Иосиф Обручник происходил из рода царя Давида и проживал в Назарете. Нам также известно, что Иосиф был плотником. Кроме этого нам известно, что брак с Мариею у Иосифа был не первый, от первого брака у праведного Иосифа было четыре сына и две дочери. Святой Иосиф жил в строгом воздержании после смерти первой жены, которую звали Соломия.

Тут нужно сказать, что Отроковица Мария дала обет безбрачия и восьмидесятилетний старец Иосиф был избран иудейскими первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы.

Вот так было приуготовлено Рождение в мире Бога.

Но вполне можно задаться вопросом – а для чего нужны были такие сложности?!

То есть, зачем Избранная Дева обручается старику, хоть и праведной жизни?

Нельзя ли было просто и без обручения?

Но, в этом и заключается – Тайна!

Тайна не только в смысле непостижимости способа Рождения Бога, но и Тайна в том, чтобы никто не знал от какой Девы родится Спаситель мира.

А зачем это было нужно?

Всё дело в том, что Священное Писание читаем не только мы – люди, не только мы знаем и стремимся знать и понимать Священное Писание, враг рода человеческого тоже знает Священное Писание. Это мы видим из Евангельского повествования, когда Господь наш Исус Христос был искушаем в пустыни, к этому событию мы ещё вернёмся, но а пока нам достаточно усвоить, что и враг наш, который не дремлет – знает Священное Писание, а следовательно ему было известно, что «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». Вполне возможно, что все девы из рода царя Давида были под, своего рода, «надзором» врага рода человеческого. Вот именно поэтому нужно было укрыть Святую Деву, от взора ожидающего особенное рождение, но не понимающего всей Тайны этого Рождения. Почему так пишу: «ожидающего особенное рождение» — скажу несколько позже.

А сейчас мы разобрали и поняли для чего было промыслительно устроено Рождение Богомладенца именно в семье: здесь, после обручения Святая Дева, Промыслом Божиим, была упрятана от взора постороннего, ожидающего и воинственно настроенного. Для всего мира Она стала как бы женой имеющей мужа.

Вернёмся к Священному Писанию.

Евангелист Лука заключает Благовещение так: «Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.»

Далее о Рождестве Спасителя Евангелист Лука повествует так: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».

Здесь мы находим подтверждение тому, что Мария имела статус жены, таким образом, её Девство, а, следовательно, и Рождение Богомладенца от Девы как Величайшее Событие в мировой истории было сокрыто и до времени не было явлено миру. Хотя Евангелисты и повествуют о пастухах, о волхвах, но это были единицы, которым Господь открыл о Своём Рождении. Для остального народа, а также и для врага рода человеческого это событие было сокрыто.

После Рождения до явления миру нам мало что известно о Земной Жизни Спасителя, Священное Писание говорит так: «и был в повиновении у них (у родителей прим. автора). И Матерь Его сохраняла все слова сии (то что говорили пастухи и святой праведный Симеон Богоприимец прим. автора) в сердце Своем. Исус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков».

Таким образом, Господь хранил до времени эту Тайну, Тайну Своего Рождения от «лишнего» внимания. Явление же Господа народу было, как повествуют святые Евангелисты, на реке Иордан, когда Он пришёл креститься от Иоанна.

Евангелист Матфей так раскрывает нам это событие: «приходит Исус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Исус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Интересно отношение Иоанна к пришедшему к нему креститься Исусу – он узнал его, потому и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Иоанн Креститель ясно увидел – Кто пришёл на Иордан, Иоанн знал о Домостроительстве человеческого спасения, знал, что Сей есть Сын Божий, откуда? Иоанн Креститель – есть святой славный пророк Илия, как об этом указал и Сам Господь.

Господь наш Исус Христос так свидетельствует о Себе:

После исцеления расслабленного в купальне Вифезда, Спаситель говорит фарисеям: «…Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5, 17). Господь приписывает себе Божественное сыновство, во-вторых, усвояет Себе власть, равную с властью Отчей, и, в третьих, указывает на Свое соучастие в промыслительном действии Отца. Здесь слово «делаю» стоит не в смысле «создаю из ничего», а как указание на промыслительную деятельность Бога в мире.

Далее, там же (Ин. 5, 19— 20) Христос говорит: «…Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также». Прямое указание на единство воли и действия Лиц Святой Троицы.

Ин. 10, 15: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца», Ин. 5, 26: «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе». 1 Ин. 1, 2: «…возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам». Ин. 5, 21: «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет».

Ин. 10, 30: «Я и Отец — одно», Ин. 10, 38: «…Отец во Мне и Я в Нем», Ин. 17, 10: «И все Мое Твое, и Твое Мое». Ин. 8, 58 «…истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь». В молитве к Отцу Сын говорит: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17, 5).

Апостол Филипп (Ин. 14, 9): «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас», Господь отвечает: «…Видевший Меня видел Отца». «…Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5, 23). Ин. 14, 1: «…веруйте в Бога, и в Меня веруйте».

Апостолы о Божестве Сына и равенстве Его с Отцом

Изложенное у Евангелиста Матфея (Мф. 16, 15—16) исповедание Апостолом Петром Исуса Христа «Сыном Бога Живого».

Апостол Фома (Ин. 20, 28) восклицает: «Господь мой и Бог мой».

Иуд. 4: «отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Исуса Христа».

Апостол Иоанн в своих посланиях, Евангелии и Откровении заложил основание Учения Церкви о Логосе – Божественном Слове.

В первых стихах своего Евангелия «Слово стало плотию» (Ин. 1, 14).

В 1 Ин. 5, 20 Апостол Иоанн прямо называет Богом Господа нашего Исуса Христа: «Сей есть истинный Бог и жизнь вечная». Там же Господь называется истинным Сыном, а в 1 Ин. 4, 9 ап. Иоанн говорит о Нем как о Сыне Единородном: «Бог послал в мир единородного Сына своего». В другом месте Апостол Иоанн (1 Ин. 5, 11-12), пишет: «Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни», а в Откровении ап. Иоанн указывает на всемогущество (Откр. 1, 8): «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель».

Апостол Павел в 1 Тим. 3, 16: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти». Деян. 20, 28 — апостол Павел говорит о «Церкви Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею», т. е., называет Христа Богом.

В Кол. 2, 9, апостол Павел утверждает, что во Христе, «обитает вся полнота Божества телесного», т. е. вся полнота Божества.

Приведённые места Священного Писания указывают на то, что Церковь правильно восприняла переданное ей от её Основателя – Господа нашего Исуса Христа через святых Апостолов, мужей апостольских и до днесь понимание того, что же произошло на Земле на последок дней, Кто это Тот Который возлежал в яслях, принимал дары, питался молоком Своей Пречистой Матери, возрастал и, в установленное время, явил Себя миру.

Есть ещё одно событие Священной Истории, о котором необходимо сказать. Святые Евангелисты повествуют нам о том, что Спаситель после Крещения был возведён Духом в пустыню и постился там. Жил он там со зверями сорок дней и сорок ночей, а в конце взалкал.

И тут приступил к нему Денница, падший ангел – Сатана, который стал искушать Его.

Встаёт вопрос – что это за событие, зачем на нём подробно останавливаться и к чему вообще святой Евангелист описал это.

Выше о рождении Господа нашего Исуса Христа было сказано следующее: «ожидающего некое особенное рождение». Почему так? Потому, что, не смотря на знание Священного Писания, не смотря на то знание, которое, безусловно, более чем знание любого человека Денница знает Бога, может не во всей Его божественной полноте, об этом даже и рассуждать не стоит, достаточно сказать, что – знает Бога, знает о Нём более чем любой из нас – людей. Но Постигнуть Тайну вочеловечения ему не дано. Выше было сказано, что Господь промыслительно сохранил Святую Деву в статусе жены, обручив Её благочестивому старцу Иосифу, но что случилось дальше – Богомладенца пришлось пря-тать в Египте от… не будем говорить имя земного царя, что земная власть перед Богом, но земной царь явился оружием для врага рода человеческого, который, безусловно, желал бы смерти и Святой Деве и Богомладенцу. И вот прознав, что всё таки совершилось это рождение от Девы, Сатана ополчается на всех младенцев – сколько младенцев пострадали за Христа – это первые христианские мученики – Вифлейемские младенцы – по наущению Сатаны царь Ирод «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов».

Вот что попытался сделать Сатана, когда увидел, что все его попытки как-то помешать Божественному Промыслу – провалились – «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его».

И вот теперь, когда вроде бы он уже всё сделал – младенца уничтожил, прошло, по человеческим меркам, немало времени – 30 лет, вдруг он видит, что воды Иордана освятились. Он слышит и видит разговор Иоанна/Илии с Исусом из Назарета.

Сатана предпринимает последнюю возможность решить – родился или нет Тот, Кто должен был родиться, Тот, о котором возвещали пророки.

Во время искушения, представ перед Самим Творцом, сошедшим на землю, Сатана не верит тому что видит и говорит: «если Ты Сын Божий…».

Вот! ключевой момент всех ересей! Вот! для чего остановились мы на этом событии.

Убедившись в том, что, не смотря на все его попытки, Рождество Господа и Спаса нашего Исуса Христа совершилось он пытается как-то соблазнить Творца своего прелестями мира. Тварь, пытается соблазнить Творца Его же творением.

«Тогда Исус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему».

Последние слова Спасителя обращённые к диаволу есть самый сильный удар по нему, ведь он некогда был Первым Творением, Высшим Ангелом – Денницей, Люцифером, который служил Богу.

Убедившись в рождении Сына Божия на земле, диавол и по ныне сеет в сердцах и умах людей семена сомнений в правоте Евангелия и Учения Церкви.

«Если Ты Сын Божий» — этот вопрос исходит от каждого еретика, кощунственно рассуждающего и учащего о Сыне Божием. Таково начало всех еретиков от гностиков до ариан, монофизитов, монофилитов, миафизитов и т.д. Все они пытались внести новины в Учение Церкви и повести Церковь за собой в погибель вечную, в геену огненную уготованную Диаволу и ангелам его. Учитель Церкви, блаженной памяти Викентий Лиринский в своём сочинении рассуждая о вере, пишет: «В самой же вселенской Церкви всеми мерами надобно держаться того, во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все: потому что то только в действительности и в собственном смысле есть вселенское, как показывает и само значение этого слова, что, сколько возможно, вообще все обнимает. А этому правилу мы будем, наконец, верны, только если будем следовать всеобщности, древности, согласию.

Следовать всеобщности значит признавать истинной только ту веру, которую исповедует вся Церковь на всем земном шаре.

Следовать древности значит ни в коем случае не отступать от того учения, которого несомненно держались наши святые отцы и предки.

Следовать, наконец, согласию – значит в самой древности принимать только те ве-роопределения и изъяснения, которых держались все, или, по крайней мере, почти все пастыри и учители.»

И в другом месте: «Как, поэтому, поступил бы теперь православный христианин, если бы какая-нибудь частичка Церкви отделилась от общения вселенской веры? Не иначе, конечно, как предпочтя здравость всеобщего тела вредоносной зараженной части.

А если новая какая-нибудь зараза покусится запятнать не частичку уже только, но всю одновременно Церковь? Тогда, значит, надобно пристать к древности, которая, разумеется, не может уже быть обольщена никаким коварством новизны.

А если в самой древности окажется заблуждение, которого держались два-три человека, пожалуй – целый город, или даже какая-нибудь целая область? Тогда, без сомнения, следует упорству или беззрассудству немногих предпочесть те определения, которые в древности постановлены были всей Церковью с общим согласием.

А если в будущем встретится какой-нибудь такого рода вопрос, что в древности нельзя найти на него решения, постановленного по общему согласию? Тогда надобно постараться разобрать и сличить мнения отцов, живших хотя бы то в разные времена и в разных местах, но непременно пребывавших по вере в общении с единой вселенской Церковью и бывших уважаемыми учителями, и если окажется, что не один, или двое только, но все вместе единогласно что-либо такое содержали, писали, преподавали, открыто, часто, неизменно, то следует принять, что и мы так же должны в это веровать без всякого сомнения.»

Перед тем как продолжить углубляться в существо Учения Церкви о Господе нашем Исусе Христе, нам нужно разобраться с одним Богословскими термином.

Логос.

Ло́гос (от греч. Λόγος — «слово», «мысль», «смысл», «понятие», «намерение») — термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» (или «понятие», «суждение», «основание»).

Термин был введен в философию Гераклитом, который называл Логосом вечную и всеобщую необходимость, устойчивую закономерность. В последующем развитии человеческой мысли значение этого термина неоднократно изменялось, однако до сих пор, когда говорят о Логосе, имеют в виду наиболее глубинную, устойчивую и существенную структуру бытия, наиболее существенные закономерности развития мира.

Первым в Христианском Богословии это понятие ввёл святой Апостол Иоанн Богослов в первых словах своего Евангелия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него нáчало быть, и без Него ничто не нáчало быть, что нáчало быть».

Евангелие от Иоанна дает христианское понимание о термине «Логос» как о Единородном Сыне Бога Отца, выраженное словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ἐν ἀρχῇ ᾖν ό λόγος, καὶ ὁ λόγος ᾖν πρὸς τὸν θεόν, καὶ θεὸς ᾖν ὁ λόγος).

В отличие от логоса эллинистической философии, который был эманацией (истечением) абсолюта и превращенной формой его пребывания в низших мирах, Логос христианской богословской мысли, отождествленный в Евангелии Иоанна Богослова со Вторым Лицом Святой Троицы, Исусом Христом, есть, во-первых, прямое присутствие Бога в мире и, во-вторых, нераздельное (хотя и неслиянное) единство с человеческой природой («И Слово /Логос/ стало плотию», Καὶ ό λόγος σάρξ ἐγένετο (1, 14)).

Итак, Логосом в христианской богословской мысли понимается Бог Слово, Второе Лицо Святой Троицы. Для освещения и раскрытия поднятой темы нам достаточно остановиться на этом и для краткости настоящего изложения не будем обращаться к сочинениям Максима Исповедника, Григория Паламы и других отцов подробно описывающих христианское понимание и значение этого слова.

Церковь учит нас, что Логос Бог Слово, Вторая Ипостась Святой Троицы Единородный Сын Божий, рождённый прежде всех век, Бог от Бога, Свет от Света, рождённый, а не сотворенный, устрояя наше спасение в последние времена воплотился от Духа Свята и Марии Девы, вочеловечился – соединив в одном Лице Исуса Христа Своё Божество, Свою Божественную сущность, Свою Природу с человеческим Телом и жил на земле среди людей.

Церковь говорит о непостижимости образа соединения Божества и человечества (Божественной и человеческой природ) в Лице Господа нашего Исуса Христа, то есть о том как именно соединены две природы в Одном Лице Господа нашего Исуса Христа.

Божественная Природа, соединяясь с человеческой природой, не нарушила, не поглотило, не слилось с ней, но восприняло её, то есть человеческую природу, во всей полноте кроме греха.

Слово Божее восприняло человеческое Тело со всеми качествами, свойственными человеческой природе. При этом и само Божество, Божественная Сущность Бога Слова не претерпела изменения, но осталась проста и неизменна, как и до вочеловечения, до соединения с Телом.

В свою очередь человеческая природа не растворялась в Божественной природе и, как говорилось выше, не поглощалась Ею.

Церковь учит нас, что Святая Отроковица Мария Дева есть Богородица, родившая Бога Слово, воплотившееся и вочеловечившееся и воспринявшее от Её Пречистых и освящённых кровей человеческое Тело.

Церковь, указывая на неизменяемость Бога, утверждает, что всё время земной жизни Господа Исуса Христа Слово Божее в Лице Господа Исуса Христа чудесным и непостижимым образом постоянно пребывало с Отцом и не разлучалось от Своего Отца, то есть, соединившись в Лице Исуса Христа с человеческой природой, вочеловечившись, Бог Слово не разлучался от Отца и Святого Духа. Одновременно с этим Церковь указывает, что при вочеловечении Слова Божия не получилась никакая новая природа, как учат некоторые, говоря, что Господь наш Исус Христос имел некую «Единую природу». Нам нужно вместе с Церковью понимать, что Слово Божее есть Истинный Бог, который не изменяем и постоянен и во время своей земной жизни неотлучно пребывал и со Своим Отцом, отсюда следует, что при вочеловечении Слова не могла появиться никакая новая «Единая природа» ибо тогда нарушилась бы единосущность Сына Отцу, потому как она заключается и в том, что Сын и Отец имеют Одну простую и неизменяемую Божественную Природу, а если вочеловечением образовалась бы новая «Единая Природа Бога Слова», то следовательно это обязательно должно было повлиять и на Божественную Природу всей Святой Троицы, которая бы изменилась соответственно изменению Природы Слова Божия, стала бы сложной и Бог наш должен был бы измениться. Но мы знаем, что Бог наш есть Святая Троица Единосущная и неизменяемая, поэтому при соединении двух природ в Лице Господа нашего Исуса Христа Божественная Природа не претерпела никаких изменений. Церковь утверждает, что при двух природах — Божеской и человеческой, соединённых в одном Лице Исуса Христа в Нём были два действования, два хотения, две воли. Божественная воля Бога Слова, будучи единой волей с остальными Лицами Святой Троицы действовала в Исусе Христе совершая чудеса: исцеляя, насыщая и воскрешая, действуя свободно, не образуя с волей человеческой природы никакой совместной единой воли, а также и не подавляя человеческую волю и соответственно такому действованию Божественной воли действовала воля человеческой природы, проявлявшаяся в естественных человеческой природе потребностях и страстях, а именно: питании, сне, усталости, жажде, страданиях и борениях, то есть во всём кроме греха. Церковь учит, что Слово Божее восприняло полноценное человечество, полноценную человеческую природу во всём подобную нам, кроме греха.

You May Also Like